Хороводы
03.07.2011 в 19:12

Хоровод («карагод») — один из видов народного творчества синкретического характера, включает в себя танец, хоровое пение и, часто, элементы драматического действа. «Здесь «разыгрывается действие», с завязкой и развязкой, как зачаток народной драмы»
Большое эстетическое йаслаждение доставляют хороводы. «Самый вид медленно движущегося круга,— отмечает исследователь русских хороводов Н. Бачинская,— стройных рядов и разнообразных перестроений празднично разряженной молодежи, сочетание ярких красок нарядов со свежей зеленью луга и окружающим ландшафтом были зрелищем удивительной красоты» .
Зарождение хоровода связано, по-видимому, с древними обрядами. В хороводах отразились повседневная трудовая деятельность народа, его общественные и семейно-бытовые отношения.
Хороводы не застывали в своем первоначальном виде. Время, изменения социально-экономических условий жизни народа вносили изменения в характер хороводов, их содержание, придавая им иногда новое значение.
Хороводы исполнялись под песни, определявшие названия и содержание хороводов. В некоторых случаях содержание хороводных песен позволяет восстановить время возникновения данного хоровода, исторические условия его бытования.
Белорусские хороводы приурочивались главным образом к весенним и летним праздникам.
Весна — любимая пора молодежи. Оживающая природа вызывает в людях бодрость, веселье, вселяет в крестьянина уверенность, обещая обильный урожай. Поэтому весенние хороводы многолюдны, красочны.
Начиная с «гукання вясны» в конце марта и на протяжении всей весны в праздничные дни повсеместно устраивались хороводы. На «вялік- дзень» в Гомельском уезде «девушки начинают водить «карагоды». В го
родах Белоруссии и в северо-восточной части Витебской губернии хороводы начинают водить с обеда второго дня. Сосредоточиваются хороводы около качель, которые устраиваются или около многосемейных домов, где имеется молодежь, или на традиционном месте сборищ — у бывших кабаков» 3.
Широко были распространены иллюстративные весенние хороводы, отражающие различные сельскохозяйственные работы: «А мы проса сеялі», «А на гары мак» и др.
Летние хороводы были приурочены главным образом к празднику Ивана Купалы. Очевидец этих хороводов на Полесье И. А. Сербов писал: «Поздно вечером, когда уже старики разошлись по домам, молодые хлопцы и девушки вышли гурьбою за деревню на перекресток, разложили костры и начали справлять Купалье. Шумели, пели и скакали вокруг огней до самого утра... Эти ночные хороводы вокруг огней, сопровождаемые то нежно- захватывающими песнями, то дикими выкриками среди ночной тишины, производят на зрителя глубокое впечатление» 4.
Из летних хороводов наиболее известны «Мост», «Пані Ксеня», «Вы- кінь» и др. —
Осенние хороводы приурочивались к окончанию полевых работ: уборке яровых, сбору фруктов, овощей,— и искрились весельем, радостью. В их содержании преобладали семейно-бытовые мотивы (например, хоровод «Ігруша»).
Зимние хороводы приурочивались к празднованию Коляд. Будучи более свободными в этот период, молодежь и пожилые люди собирались на игрища, пели песни, а в перерывах водили хороводы, играли в «Мак», «Яшчур», «Халімон» и др.
В хороводе часто выступали «жених» и «невеста». Юноша обычно выбирал в «жены» трудолюбивую девушку, умевшую хорошо работать в поле, а также прясть и ткать, так как в старину и это умение было жизненно необходимо для семьи.
А. Терещенко писал: «В последствии времени хороводы образовали веселие одних молодых девушек, которые, собираясь на лугу в праздничные дни, пели круговые песни и танцевали... Все девушки непременно стараются показать здесь свою игривость и непринужденную ловкость; поют, резвятся, шутят, бегают, вертятся попарно и венцем, кружатся и раскланиваются» 5.
В основе хоровода лежит простой пространственный рисунок, композиционные варианты хоровода, как правило, не сложны. По своему построению хоровод может представлять собой замкнутый круг и разомкнутый, открытый, может быть и одинарным и двойным; может исполняться мед
ленно и быстро и т. д. Держась за руки или за платочки, участники хоровода двигались по кругу то в правую, то в левую стороны. С этого простого построения начинались почти все хороводы. Среди рисунков белорусского хоровода — «пляцень», «крывы танок», «вароты» и т. д.
Интересны построения цепочкой или «змейкой», когда хоровод, исполнители которого держатся за руки или стоят друг за другом, извивается в разных направлениях. Так построен, в частности, хоровод «Ой, венча, мой венча», так создается рисунок «крывы танок» и др. Есть хороводы, в которых встречается продвижение во всех направлениях (по диагонали, параллельными линиями, цепочкой и т. п.). К таким хороводам относится «Мост».
Популярностью пользовались хороводы, проводившиеся как шествие- гуляние вдоль деревенской улицы,— «Страла», «Вясновы карагод» и др. Здесь можно встретить некоторые произвольные построения (парами, группами, перестроение в одну или несколько линий, внезапная смена мест и т. д.) во время движения по улице. Нарядно одетые девушки и юноши проходили по деревне и своими построениями создавали, часто стихийно, красочные узоры хоровода.
С течением времени композиционные перестроения хороводов усложняются. Общий круг как основа хоровода начинает делиться на два: внутренний и внешний. Круги продвигаются в противоположных направлениях. В иных композициях образуется несколько кружочков, появляются «звездочки», участники хоровода продвигаются колонной, парами, линиями, шеренгами и т. д.
Движения в хороводах не отличались большим разнообразием и замысловатостью. Характерные элементы движений — простой, приставной и переменный шаг, простой бег.
Положение рук, как правило, подчинено характеру хоровода, его содержанию: солисты и остальная масса участников жестами иллюстрировали текст песни. Но основные положения рук — простые: исполнители, держась за руки, опускали их вниз вдоль корпуса или поднимали вверх, образуя «воротца», держали крест-накрест в парах, а в общей шеренге — через одного.
Ведущее место в хороводе занимает песня, ее мелодия и ритм. Темп хоровода и его мелодическая линия зависят от темпа и мелодической линии хороводной песни. Поэтому для одних хороводов характерно плавное лирическое исполнение, для других — быстрое, эмоциональное, даже танцевальное. Примером последнего может служить «Пайшоў Ясь наш на лужок». Хоровод этот был использован в 1940 г. К. Алексютовичем в постановке «Старинная белорусская свадьба».
Хороводами и песнями встречал народ наступление весны и оживление природы: «Девушки собирались группами и прогуливались по деревне, распевая приветствия весне — «окликая» ее. С этого начинались красивей
шие весенние хороводы, плясовые движения которых были робкими, лирическими, сдержанными, обороты медленными, фигуры несложными» 6.
Весенние хороводы сопровождались традиционными обрядовыми песнями-веснянками, воспевающими приход весны и «адмыканне» земли. В. Елатов отмечает довольно богатый жанр белорусских веснянок в мелодическом и в ритмическом отношении 7.
Среди весенних песен, известных в Белоруссии, особенно много хороводных. Это отмечает В. Н. Добровольский и для Смоленщины: «Среди весенних песен к излюбленным принадлежат так называемые «скакухи», хороводные — с изображением различных фигур при вращении хоровода, с представлением в лицах тех или других действий или явлений из обыденной жизни, и вообще игровые песни. Некоторые из них имеют специальные названия: «утушка», «лань», «селезень», «коршун», «воевода», «кривой танок» и проч.; другие представляют собой старинные мотивы: сеяния проса, льна, отгадывание загадок и т. д. Поются... некоторые на две артели» 8.
Хороводные песни отличаются богатством мелодий. В песнях народ выражал и свою радость и свою грусть. Содержание белорусских хороводных песен различно. Наиболее распространенной была тема брака, семейных отношений: положение невестки в доме свекра и свекрови; жизнь с мужем- пьяницей или стариком; выдача замуж за «нялюбага». Например, в хороводной песне «Ой, венча, мой венча» девушка жалуется на свою судьбу.
Хороводные песни часто бывали шуточными. В них высмеивались отрицательные черты характера человека, воспроизводились повадки животных и птиц («Як вазьму я казла ды за рожачкі», «Верабей», «Вутачка» и др.). Бывали также хороводные песни на историческую тематику («Вечарам таргі таргавалі», «Каралевіч» и др.) 9.
Хороводы по содержанию и структуре можно разделить на игровые хороводы и хороводные танцы. Последние включают в себя также хороводы- шествия, содержащие элементы танца. Деление это условное, так как четкую грань между ними провести трудно.
Большинство хороводов начинается с проходки, в основе которой лежит танцевальный шаг. А если учесть танцевальные импровизации солистов, раскрывающих содержание песни жестом, танцевальными движениями, мимикой, то мы убедимся в неразрывной связи игровых и танцевальных хороводов.

Игровые хороводы имели массовый характер. Слова и мелодия песни сочетались в игровом хороводе с танцем, игрой. И. П. Сахаров писал: «Нет никакой возможности определить, когда игры были соединены с хороводами... Игры-хороводы содержат в себе драматическую жизнь нашего народа. Здесь семейная жизнь олицетворена в разных видах» . Как отмечает К. Голейзовский: «Хоровод был и есть игровым, всегда сюжетным массовым фигурным танцем, способным принимать любые песенные ритмы» .
В игровых хороводах текст песни имеет большое значение: он раскрывает содержание игры, смысл действия. Хоровод часто как бы инсценирует песню. Важную роль в хороводе играл также диалог между солистами или солистом и всеми участниками. Он придавал действию театральный характер.
Танцующие, образовав круг, продвигались в различных направлениях под хороводную песню, следя за действиями ведущих (солистов) и включаясь в игровые действия. Задача участников заключалась в том, чтобы подчеркнуть смысл разговора между ведущими. Они могли приплясывать, притопывать на месте, иногда включаться в диалог, т. е. как бы аккомпанировали солистам.
В некоторых случаях для ведения диалога участники хоровода делились на две группы. К белорусским хороводам, построенным в форме диалога, можно отнести «А мы проса сеялі», «А на гары мак», «Верабей», «Мост», «Старац», «Мак» и др. Ведущее место в них занимает действие. Хороводы часто заканчивались массовым танцем, в котором участвовали девушки и юноши.
Игровое исполнение определяет характер этого вида хоровода. В театрализованном представлении-игре ярко проявляется способность участников владеть танцевальным жестом и актерской мимикой.
Игры-хороводы встречаются в разных композиционных вариантах в зависимости от местности, в которой они бытуют, текста песни, характера исполнения.
Среди белорусских игровых хороводов особенно интересны «Пані Ксе- ня», «Горад», «Старац», «Я малёшанькі» и др.
Хоровод — одна из первоначальных форм зарождения танца у славян, в том числе и у белорусов, о чем говорит белорусское название хоровода «танок».
Хороводные танцы. «Хороводный танец,— пишет К. Голейзовский,— это торжественные, плавные, округлые и стройные телодвижения, осмысленно приспособленные к поэтическим песенным образцам.
Если хоровод совершался без песни, то в отдельных движениях его и общем меняющемся рисунке бывало заключено содержание действия» .

В лирических девичьих хороводах много поэзии и красоты. Движения исполнительниц величественны, грациозны и сдержанны. А сколько в хороводных танцах искрометного веселья, задора, жизнерадостности!
Танцевальные элементы движения определяют характер хороводного танца. Здесь играют роль даже простые притопывания, приплясывания, хлопанье в ладоши, не говоря уже о более замысловатых подскоках и танцевальных находках солистов, использующих богатую возможность импровизации. В этих хороводах на первый план выступают уже элементы хореографии. Изобразительные элементы движения подчеркивают содержание песни, т. е. хореография помогает раскрывать сюжет.
В хороводных танцах наблюдается смена ритмов: одна часть танца может исполняться медленно, другая — быстро. Песня, сопровождающая хороводный танец, во многих случаях является только его ритмической основой, и танец почти не подчиняется тексту песни.
Примерами хороводных танцев могут служить «Гняваш», «Пайшоў Ясь наш на лужок», «Верабей», «Ігруша» и др.
Хороводы-шествия — это массовые хороводы, особенность которых заключается в том, что участники исполняют песню без «разыгрывания» ее содержания, доминирующую роль играет здесь мелодия. Эти хороводы величественны, но по своей структуре довольно просты. Шествия (хождения) обычно исполняются строгими рядами, парами, шеренгами, иногда колоннами. В отдельных случаях шествия сопровождаются фигурными построениями. Чаще всего хороводы-шествия — это простейшие движения и простые положения рук: участники берутся за руки, или опускают их вдоль корпуса, или берут друг друга под руки (переплетая их). Пример хоровода-шествия — «Страла» («Пахаванне стралы»),
В описаниях этнографов часто один и тот же хоровод определяется по- разному. Например, «Яшчур» одни считали хороводом, другие — игрой, а третьи описывали его как танец. Ведутся споры о том, предшествовали ли игровые хороводы танцевальным или наоборот. На наш взгляд, главное, что основа этих двух видов хороводов — одна. В игровых хороводах лишь композиция несколько беднее, чем в хороводных танцах; в последних богаче рисунок, разнообразнее переходы, ярче и красочнее элементы движения.
На театральной сцене белорусские хороводы впервые появились в начале 20-х годов в постановке К. А. Алексютовича в спектаклях БГТ-1 — «На Купалле», а затем «Машэка», «Каваль-ваявода» и др. Эти хороводы подчеркивали национальный характер пьесы и, органично вливаясь в драматургию спектакля, помогали раскрытию темы.
В пьесе «На Купалле» К. Алексютович ввел в народно-традиционный хоровод классические элементы движения: поставил «на пальцы» хоровод русалок.

Хороводы привлекли внимание белорусских композиторов, и они стали вводить их в балетные и оперные постановки.
В балете «Князь-Озеро» (композитор В. Золотарев) хороводные танцы были поставлены балетмейстером К. Муллером. Второй интересной работой К. Муллера был девичий хоровод в последнем акте балета «Подставная невеста» (композитор Г. Вагнер). Здесь хоровод приобрел новые черты, стал более «певучим». К. Муллер нашел новые средства выразительности, обогатившие танцевальную палитру хоровода.
В современном балете «Мечта» (постановка А. Андреева и Н. Стукол- кина, композитор Е. Глебов) хоровод подчеркивает драматическую линию сюжета. В кульминации спектакля перед главной героиней, белорусской девушкой Марией, хоровод возникает как олицетворение ее любимой Родины.
Рассмотрим некоторые из белорусских народных хороводов.
«Ой венча, мой венча». Хоровод о венке — символе девичьей чистоты, молодости. «В танку... высказывается сожаление девушки о том, что мать отдает ее венок нелюбимому человеку. В этом танку все девушки берутся за руки, составляют длинную цепь и извиваются вокруг трех детей, посаженных на землю, в некотором расстоянии один от другого».
Аналогичный хоровод под названием «Крывы танок» записал В. Добровольский в Рославльском уезде Смоленской губерцщи: «Три девушки становятся на расстоянии одна от другой, образуя как бы три точки треугольника. Танцующие сомкнутой цепью окружают двух девушек, стоящих в точках основания этого треугольника, и движутся вокруг, делая изгиб у третьей девушки, стоящей вне цепи в вершине воображаемого треугольника и называемой «столбиком». Хоровод при движении образует фигуру, подобную «М ».

Балетмейстер К. Муллер использовал символическое значение венка, введя в балет «Князь-Озеро» созданный им девичий хоровод «Веночки», который оттеняет красоту, поэтичность образа белорусской девушки.
«Мост» — хороводная игра, была записана в с. Никольске Минского уезда. Проводилась она обычно летом на лоне природы, а иногда небольшим числом участников — и зимой, в хате. Исполнялась игра так: «одна пара образует «ворота», а остальные участники — «цепочки» и, взявшись за руки, проходят через них и поют/
Поднимают руки, и все подруги проходят им под руки, кроме последней, которую они задерживают, опустив руки. Игра длится до тех пор, пока не будут задержаны все девушки. Задержанные девушки участвуют в пении» 16.
«Страла» («Пахаванне стралы») — весенний хоровод, записан в д. Крупейки Речицкого уезда Минской губернии. А. Грузинский излагает свой взгляд на историю возникновения этого хоровода: «Мотив погребения и оплакивания, как известно, широко распространен у многих народов в обрядах, связанных с переходом от зимы к лету, начиная с Диониса, кончая Мареной и Кострубонькой. Ввиду этого... в нашей песне о стреле звучат смутные отголоски древнего весеннего обряда».

Придя с этой песней на другой конец деревни, девушки опять составляют «карагод» и пляшут под пение» .
«Страла» — массовое весеннее шествие, состоящее из хоровода и пляски. В 20-е годы М. Коршунов записал весенний обряд-хоровод «Пахаванне стралы» в д. Столбун Светиловичской волости Гомельского уезда: «После обеда 7 апреля... все девушки высыпают на улицу и, взявшись за руки, начинают водить хоровод... Поводив хороводы, они берутся за руки и длинной шеренгой идут за село в рожь, идя, поют... Там они рассыпаются по одному и каждая, прячась, зарывает (закапывает) в землю какую-нибудь вещь... Иногда за девушками бегут юноши и ищут спрятанные вещи. Вот это и называется «пахаваннем стралы» .
В 1947 г. Н. Чуркин и М. Гринблат записали две песни «Страла» от крестьянки из того же Светиловичского района (д. Рудня-Столбунская). Песни эти в свое время сопровождали весенний обряд «пахаванне стралы» .
«Вутачка» — весенняя хороводная игра, записана в с. Летошники Рос- лавльского уезда Смоленской губернии. Ее участники имитируют движения и повадки утки. В хороводе встречаются разные построения фигур (два полукруга, общий круг) и переходы, завершающиеся пляской.
В. Добровольский так описывает эту хороводную игру: «Утушка», иначе «плетень». Хороводная, игровая. Девушки становятся в круг; с противоположных сторон к этому кругу примыкают два полукружия; девушка, изображающая «утицу», проводит своих «детей» из отверстия полукружия... в отверстие круга и из отверстия круга через другой выход в другое полукружие. Там утица и пляшет со своими детьми».
«А мы проса сеялі» — один из древнейших хороводов, известных и белорусам, и русским, и украинцам. «Нет места в России,— писал А. Терещенко,— где бы не пели просо сеять, и по большей части поют в теплые весенние дни. Замечательно, что этой игрой встречается самая весна. Едва зазеленеют луга, уже выходят девушки и молодцы повеселиться на просторе...»

В Белоруссии один из вариантов хоровода записан 3. Радченко. «В этой песне-игре, как известно,— замечает собирательница,— изображается похищение невест. Из одного хоровода в другой после каждого куплета, которые поются поочередно то одной, то другой группой, перехватывают по одной девушке.
В другом своем сборнике 3. Радченко дает также запись мелодии хороводной песни.
Из текста песни видно, что в хороводе участвовали девушки и юноши. П. Бессонов, подтверждая это, писал: «Это известное «А мы проса сеяли», остаток древнего игрища парами, стенка девушек и молодцов. Тот же остаток старого деления на стенки и хороводы представляют споры и счеты девушки с молодцом, жены с мужем и т. п.» . Это хоровод с песенным диалогом.
Хоровод «А мы проса сеялі» сохранился до наших дней, но перешел в разряд детских игр. Автору довелось наблюдать в д. Околица Минского района, с каким увлечением дети играли в «Проса».

«А на гары мак» («Мак»). Эта хороводная игра распространена у белорусов, русских и украинцев. Небольшие различия обнаруживаются лишь в текстах песен и поведении играющих. Играющие показывают, как сеют мак, как он всходит и цветет и как его убирают. В этом хороводе «девушки становятся в круг, причем одна из них находится в середине и изображает мак. Все кружатся и поют начало песни, потом ей по очереди задают вопросы, останавливаясь при каждом из них:

— Кума, кума, ці сеяла мак?
Она отвечает:
— Сеяла.
Потом опять быстро кружатся с пением и задают еще вопросы:
— Ці палола мак?
Ці цвіў мак? и т. д.
На вопрос же:
— Ці пара калаціць?
девушка отвечает: «пара» и убегает; все стараются догнать ее и поколотить»

А. Терещенко приводит русскую игру «Мак», перекликающуюся с белорусским хороводом, и отмечает: «Игра переобразована из хороводной заба-
вы мак, и она означает рацветающую весну, в которой столько удовольствий для забав девушек и столько тяжести для земледельцев» 28.
«Пані Ксеня». Записан в с. Никольске Минского уезда. В этой игре- хороводе участвовали девушки и юноши. Играли в нее и летом, и зимой. По ходу игры каждая пара танцевала «Круцёлку», разновидность польки. Ведущая должна была протанцевать «Круцёлку» со всеми, а каждый — показать свое умение и выдумку.
Из описания игры: «Играющие девушки составляют круг; одна из них садится в круге на небольшом возвышении и изображает «паню Ксеню».
Круг размыкается; отделившиеся девушки берут из круга подругу, танцуют с ней «круцёлку» .
Девушка, с которой танцевали, отделяется и садится особняком. Игра продолжается до тех пор, пока около «пани Ксени» не останется ни одной девушки» 29.
На основе хоровода «Пані Ксеня», используя богатый материал полек, балетмейстеры могут создать интересную сценическую постановку хороводной игры.
«Ігруша». Хоровод записан в д. Слочва Новогрудского уезда Минской губернии. Водили его девушки и юноши поздним летом, когда созревают фрукты. В этом хороводе изображается посадка садовых деревьев, уход за ними и сбор урожая.
Приводим описание этого хороводного танца:
«На небольшом возвышении (на колодочке или услоне) среди комнаты садится одна девушка; остальные же берутся за руки, составляют около нее круг, пляшут круговую.

Круг мгновенно размыкается и начинают щипать сидящую девушку» 30. Исполнялась круговая пляска весело и, надо полагать, включала в себя прыжки, подскоки, бег и другие элементы движения. Зафиксирована была «Ігруша» уже как хороводная игра подростков.
«Старац». Относится к весенним игровым хороводам. Это своеобразное театрализованное действие, в котором принимают участие хор и солисты. Между солистами происходит диалог, который поддерживают остальные участники хоровода. Смысл этой забавы заключается отчасти в том, что участники хоровода стараются придумать себе костюм как можно интереснее, смешнее или даже страшнее.
Игровой хоровод «Старац» записан в д. Крупейки Речицкого уезда Минской губернии А. Е. Грузинским, а в Белице Гомельского уезда — Е. Р. Романовым. Из того же Гомельского уезда имеется запись 3. Радчен- ко. Таким образом, область распространения «Старца» — юго-восток Белоруссии. Ранней весной, 25-го марта, девушки собирались на окраине деревни в «карагод», одна из них выходила в середину круга.
«Девушка бойко говорит:
— Ой, старац мой, ліхамолец мой, ён у кельні сядзіць, богу моліцца. Не вяліць мне бяліцца, румяніцца; а мне то маладзёшанькі не хочацца. Ха- целась маладзёшанькі яшчэ б пагуляць, з краснымі пахадзіць!.. Кума, кума, ці далёка мой старац?
— А яшчэ ў Кіеві!
— О, яшчэ ж такі да старца наскачусь, напляшусь, найграюся, нару- мянюся! Старац у кельні сядзіць, богу моліцца, не вяліць мне бяліцца, ру- мяніцца... И т. д.
На дальнейшие вопросы: «Кума, кума, ці далёка старац?» кума перечисляет обыкновенно следующие пункты, расположенные по пути из Киева в Гомель: Козельск, Чернигов, Репки, Яриловичи, Замглайск, Климовск, Подерачку, Слободку, Белицу.

Хоровод, записанный в Белице Гомельского уезда Могилевской губернии, представляет собой театрализованное действо. «Хлопец» в роли Румянцева ходит в центре круга. При словах «Крас- ну дзевачку ў палон узялі» он поклоном приглашает одну из девушек в круг. «Румянцева» поражет красота девушки. Он указывает «корогоду» на ее румянец и наряды; затем берет из хоровода хлопца помоложе и представляет его красавице как любимого сына. Девушка уходит от них в противоположную сторону, а вообще выражает пренебрежение. Но как только «Румянцев» «рассярдзіўся» — роли меняются: девушка гоняется за Румянцевыми, те уклоняются от встречи. Примирение происходит при словах: «Я іду, іду ў Расею замуж» и пр. Румянцевы берут ее за руки и представляют хороводу, обводя по кругу.

«У каралевіча». Хоровод записан в Быховском уезде Могилевской губернии в XIX в.
«Для игры в королевича,— пишет Е. Р. Романов,— девушки становятся в кружок. В середину кружка впускается царский сын, или королевич,— девушка, которой дается шапка в руки. Ходя вокруг царского сына девушки поют:
Цароў сын, каралевіч, Пры гораду ходзіць. Пры гораду ходзіць. Шапку ў руках носіць, А шапачку носіць, Нівест выглідаіць...
Девушка, стоящая в кругу, выбирает одну из подруг и целует ее. Та берет у нее шапку и сама идет в круг. Игра продолжается, пока все не перебывают королевичем» 36.
Хоровод «У каралевіча» использовал К. Алексютович в 1922 г. в пьесе Е. Мировича «Машэка». Текст песни здесь иной37. В пьесе хоровод был значительно театрализован, К. Алексютович ввел в хоровод комические моменты.
«Як вазьму я казла да за рожачкі». Хоровод записан в Гомельском уезде Могилевской губернии. В этом хороводе тесно переплелись песня, танец и театрализованная игра. Ведущим здесь является танец, который, су
дя по описанию, носил комический характер: девушки, поочередно входящие в большой круг, должны были изображать «по требованию хора, как танцуют девушки (як дзевачкі скачуць?), як хлопцы скачуць, потом бабы и деды; соображаясь с вопросом, девушка должна каждый раз изобразить манеру танцующих».
Хоровод привлекателен тем, что на его основе можно создать интересные сценические варианты.
«Юраўскі карагод». Записан в Гродненской губернии, но, по свидетельству П. Шейна, такие же хороводы бытовали и в других губерниях.
По народному обычаю «на Юр'я» (23 апреля) в первый раз выгоняли скот в поле. Этот обряд сопровождался хороводом. Так, по описанию из окрестностей Турова (вторая половина XIX в.)-, «в этот день совершается молодежью обоего пола довольно оригинальная процессия, в которой главную роль играют девушки. Они являются... в лучших своих праздничных одеждах, состоящих обыкновенно из шерстяной юбки, домашней работы, гарсе- та из покупного материала, верхнее же платье и передники на них бывают разноцветные, с преобладанием однако ж красного цвета; на шее у них бусы... Собравшись в более просторную хату..., девушки с веселым говором и шумом пекут из пшеничной муки пирог. По испечении его изготовляют из большой ветки и красного кумача подобно знамени, которое втыкают в пирог. Тут все высыпают на улицу, где их ожидает толпа парней, тоже одетых по-праздничному. Построившись в две группы, вся компания под песню выступает в поход в таком порядке: впереди первой группы, состоящей

из одних девушек, идет парень с пирогом..., за ними следом двигается другая группа — из одних только хлопцев. Таким образом процессия медленным шагом проходит всю деревню из конца в конец, распевая песни.
Песня свидетельствует о древнем происхождении хоровода, его связи с аграрной магией.
В хороводах ярко проявилось творчество народа. И народ — «творец неповторимых произведений, художник, мечтатель и философ» 41 — сохранил это богатейшее наследие как основу для создания новых сценических разработок игровых и танцевальных хороводов.

МЫ